Пять пран

Согласно учению йоги, праническое тело, состоящее из индивидуальной праны и сети нади, которые переносят эту прану, разделяется на пять основных областей или суб-пран. Все вместе они известны как панча прана: прана, апана, самана, удана и вьяна. Эти пять пран функционируют во взаимосвязи с пятью нижними чакрами и различными нади. Их следует понимать не как отдельные проявления праны, а как разные функции или области функционирования одной праны или махапраны.

В данном случае термин прана означает не общую прану, а суб-прану, которая относится к конкретной части тела между гортанью и верхом диафрагмы. Она управляет функционированием сердца и легких и всей деятельностью, которая происходит в области груди, в том числе, дыханием, глотанием и кровообращением. Это проявление праны переживается в форме частиц света, движущихся вверх.

Второе проявление праны — это апана, которая находится в области таза, между пупком и промежностью. Апана управляет функциями почек, мочевого пузыря, кишечника, половых органов и органов выделения. Она отвечает за выброс кишечных газов, кала, мочи и выталкивание ребенка во время родов. Апана переживается в форме световых частиц, движущихся вниз.

Третье проявление праны — самана. Термин самана проис­ходит от слова саман, которое означает «равный» или «уравновешенный». Самана располагается между пупком и грудной клеткой, между двумя противоположными силами праны и апаны, и потому в ее функции входит определенное уравновешивание или выравнивание этих сил. Она отвечает за пищеварение и усвоение питательных веществ. Самана переживается как движение света из стороны в сторону, подобное быстрому раскачиванию маятника справа налево и слева направо.

Четвертое проявление праны — удана. Эта прана находится в конечностях — ногах, руках и голове. Удана ответственна за все органы чувств и органы действия. Она контролирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Удана переживается как круговое течение света вниз по рукам и ногам, и вверх через голову.

Пятое проявление праны — вьяна. Эта жизненная сила пронизывает все тело и действует как резервная энергия. Она помогает всем другим пранам, которым требуется дополнительная поддержка. Она контролирует и координирует все мышечные движения и другие праны.

Наряду с пятью главными пранами, есть пять второстепенных — так называемые упа праны. Надо ответственна за отрыжку и икоту. Курма открывает глаза. Крикара вызывает голод и жажду. Девадатта ответственна за зевание. Дхананджайя ответственна за разложение тела после смерти.